С белоруса - по сотке, правительству - склад разгрузить? или Кому от пошлины жить хорошо...
Международный железнодорожный вокзал Бреста — это место вечной суеты и ожидания. Транзитные поезда из Евросоюза и России и удивленные пассажиры после смены колес на вагонах. Туристы из Польши и Германии, блуждающие по реконструирующемуся вокзалу в поисках магазинов с продуктами и обменника валют. А вот организованная группа граждан из кавказских республик и государств, не теряющих попытку в 40 или 50 раз выехать в цивилизованный мир. Дети, чемоданы, котомки, женщины, опасливо поглядывающие на представителей границы и мужчины, не теряющие надежды обеспечить своей семье спокойствие, надежность и комфорт.
Особая категория пассажиров — белорусские студенты польских университетов. Общительные и уставшие с дороги, они едут учиться (часто платно) что бы найти себя, подороже продать свои умения и способности. Они знают, то перед ними уже раскрыт весь мир, надо только много учиться и работать, надо только не упустить свой шанс и можно стать высококлассным специалистом, совершенно (увы) не востребованным в Беларуси. Учащаяся братия наполняет шумной толпой выезжают в Польшу в конце сентября, и самые амбициозные и способные возвращаются в родной дом утолить тоску и вспомнить белорусскую жизнь все реже и реже.
Приезжают не с пустыми руками. Одежда, обувь, продукты питания и новая техника, бытовая химия и косметика — это набор благодарности для семьи за финансовую и моральную поддержку со стороны родственников. Сейчас в их глазах читается и беспокойство — что же будет, если придется платить 100 долларов за пересечение границы. Значит, придется не возвращаться?
Еще большую тревогу вызывает пошлина на выезд тех, кто едет в Польшу со специальной визой «за покупками». Оплату визы и дороги компенсирует на сегодняшний момент качество и стоимость товаров. Именно их «единственный политик государства» назвал «торгашами» и обвинил в провале всех экономических программ. И именно об их несознательности сейчас пишут государственные газеты всех уровней. Но почему все-таки вчерашние сознательные граждане, доверившие уже 20 лет нести «хрустальный сосуд» нашей государственности в одни руки, стали едва ли не основным врагом правильной идеологии, затмив собой оппонентов действующей власти?
Традиционно большинство жителей приграничного региона ездили за покупками в Польшу. Детские коляски, одежда, обувь и игрушки ввозились через Брест еще в советское время. Исходя из логики наших пропагандистов в 80-90 годах прошлого века ввозимая из Польши яркая одежда и брендовая косметика, сладости в диковинных упаковках, бытовая техника и химия, наряду с программами польского телевидения и радио просто подорвали экономику и явились причиной краха СССР. Вековые традиции торговли в приграничной зоне привлекают активных и мобильных. И вот лишь некоторые высказывания постоянных пассажиров электрички Брест-Тересполь: «получаю пенсию и буду ее тратить так, как посчитаю нужным»; «отправили на пенсию, а детям и внукам надо еще помогать, вот и привожу им продукты»; «дома двое школьников и наших денег с мужем не хватает, что бы купить одежду и обувь в Бресте. Это дешевле в Бялой-Подляске»; «дети учатся на платном — вот и приходиться после работы ехать в Тересполь и обратно. Где-то вещи перевожу, а где-то и сама что куплю. Так и приходиться крутиться».
Надо сказать, что на выражение пассажирки (именно они составляют основную группу «виновниц» в провале экономики) не стесняются. Даже трудно представить как бы изменилось мировоззрение всех представительниц высшего эшелона власти, услышь они все что думают об их способностях спецы по варке борща.
Абсурдно обвинять этих людей в загруженности аналогичными белорусскими товарами складов предприятий и магазинов. Как и абсурдно надеяться на чудесное выздоровление белорусской социально-экономической модели за счет введения пошлины на перемещение граждан. Это не принесет достаточных средств для покрытия долгов и не увеличит отчислений в социальную сферу. Верить заверениям об экономически обоснованной выгоде такого решения более чем легкомысленно. А пока пошлину не ввели, приграничье живет в обычном режиме и … продумывает дополнительные логистические схемы.